Пчелошеринг развивает на ДВ-гектаре участник спецоперации из ЕАО

Еврейская автономная область – маленький уголок России, однако, наши уроженцы не боятся больших планов, широких жестов и не скрывают настоящей преданности всему, за что берутся. Один из таких искренних людей – биробиджанец Денис Борисов – стал гостем LIVE DV в новом проекте «LIVE: ЛЮДИ ЕАО». В беседе с нашим корреспондентом Денис рассказал, каково строить бизнес своими руками, что такое пчелошеринг и как он решился оставить своих пчел и отправиться добровольцем в зону СВО.

Сегодня Денис Борисов развивает уникальный для ЕАО проект – пчелошеринг. Он управляет огромной пасекой и развивает собственный бренд. Однако начиналось всё в далеком 2017 году с пустого участка земли.

– Как долго Вы занимаетесь пчеловодством, и откуда появилась тяга к этому занятию?

– Всё началось с «Дальневосточных гектаров» в 2017 году. Взяли с товарищами по коллективной заявке 4 гектара, построили дом пчеловода, купили пчёл, привезли на участок. В первый сезон получили немного мёда и собрали почти все ошибки начинающих пчеловодов. Начало было положено! Установили электрическую защиту от медведя, камеры видеонаблюдения, планировали сделать онлайн пасеку, чтобы заинтересовать покупателей нашим производством, но лесу была очень низкая скорость Интернета, поэтому онлайн проект отложили в дальнюю папку на компьютере.
Второй и третий сезоны пчеловодства показали все капризы природы и риски производства. Одновременно с этим я вступил в РОО «Союз пчеловодов ЕАО». При поддержке пчеловодов области быстрее разобрались с производством мёда и сбытом продукции. Подал заявление на регистрацию Крестьянского (фермерского) хозяйства, но вместо этого в налоговой службе меня зарегистрировали в качестве индивидуального предпринимателя, объяснив тем, что изменился закон. Но мы увидели в этом несколько плюсов и согласились работать по новым правилам.
В первый год работы в качестве ИП в Инвестиционном агентстве ЕАО предложили пройти обучающий семинар для начинающих, поддержали рекламой и продвижением продукции, оплатили изготовление логотипа, сертификацию, бренд. Как говорится, жить стало легче, стало веселее. Появилась возможность продавать мёд в торговые сети других городов и расширять производство.
Но на этом этапе начали появляться подводные камни бизнеса: нехватка оборотных средств, кассовые разрывы, налоги, бухгалтерия. Многие это проходили.

Несмотря на все подводные камни, дело Дениса Борисова росло и развивалось. Если в начале пути в его владении было 20 ульев, то сегодня это уже действительно большое дело. В совместных проектах в разных районах области участвует 7 пчеловодов и более 200 пчелосемей.

– Почему Вы решили взять дальневосточный гектар?

– Давно хотелось заняться чем-то своим, сделать что-нибудь интересное, новое. Накопилось много идей, и эта программа появилась для нас как раз вовремя. Расширение территории позволило выбирать наиболее подходящие участки в разное время года, вовремя перевозить пчёл ближе к медоносам,  а также появилась идея агротура «В тайгу за мёдом».

– Расскажите о Вашем личном бренде мёда. Какая идея в нем заложена?

– Наш бренд графически представлен сочетанием шестиугольников - пчелиных сот - что указывает на пчеловодство, натуральность происхождения. Название с этим изображением может меняться в зависимости от продукции или услуги. Сейчас есть уже несколько вариантов использования.

– Вы реализуете проект пчелошеринга в ЕАО. Что это такое и как пришла идея?

– Весной этого года мы начали искать средства на расширение производства. Так вспомнили про нашу онлайн-пасеку. Смахнули пыль с той самой папки, посмотрели в Интернете, как обстоят дела с аналогичными проектами в других регионах. Оказалось-таки, что почти всё придумали для нас! И всему этому есть название. Международное «Sharing» - совместное пользование. Мы добавили приставку «улей»: получилось на международном - хорошо, на русском не звучит. Заменяющих отечественных названий не нашлось, поэтому взяли «Пчелошеринг». Международную схему совместного пользования тоже изменили к потребностям наших клиентов, и получилось оригинально. Всем понравилось! Люди стали заказывать улей в совместное пользование для дистанционного наблюдения за жизнью пчёл, а осенью - получать мёд. Таким образом, у нас появились дополнительные оборотные средства в течение всего сезона, а у наших покупателей - интересный контент.

Однако организация необычного для региона проекта – далеко не единственный повод для гордости Дениса. В прошлом году он отправился в зону проведения специальной военной операции в качестве добровольца.

– Расскажите, как Вы решились на этот шаг. Поддержала ли Вас семья?

– В сентябре прошлого года мне позвонили по телефону и сказали, что пришла повестка и я должен явиться в военкомат. Я перезвонил в военкомат. Там всё подтвердили и сказали, что могу приехать в понедельник.
Сразу возник вопрос: что делать с пчёлами? На помощь пришли друзья. Пчеловоды Союза взяли моих пчёл на зимовку, обеспечили бесперебойные поставки мёда в магазины.
За 3 дня я передал дела и приехал в военкомат. Но там сказали, что приостановили выдачу повесток и без повестки на руках не берут. Я вернулся к пчеловодству, но оказалось, что там всё хорошо работает и без моего участия: мёд продаётся, за пчёл тоже можно не переживать. Так как я уже был готов идти на СВО, то через некоторое время позвонил в добровольческий отряд, купил билет и полетел в Москву, оттуда с пересадками в Луганскую Народную Республику. Чтобы всё прошло без длительных проводов и расспросов, близким я сказал, что меня призвали, и уехал по своей суперсекретной специальности в учебный центр на Западе.

–  Какой опыт вы приобрели в зоне проведения СВО?

– Жизненный опыт: понял, что нужно развивать личную адаптивность в сочетании с решимостью, быстро учиться и сразу действовать.

– Считаете ли Вы пчеловодство делом своей жизни?

– Думаю, что да. Пчеловодство - это очень интересное занятие, которое надолго «затягивает».

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Как парень из ЕАО стал мировым рекордсменом

Фонтан, водопад, мини-парк: выиграть 500 тысяч на свой двор намерен житель Биробиджана