"Организовать собственный бизнес "на грибах"? Да запросто!" - подумаете вы, совершенно не понимая, что такой вид деятельности не только финансово затратный, но и отнимает немало сил! Роман Пешков - фермер из с. Найфельд, организовавший семейный бизнес по выращиванию и продаже грибов. Всю деятельность мужчина начинал без лишнего гроша в кошельке и столкнулся с таким человеческим фактором, как усталость.
Но, преодолев все барьеры, Роман вышел на должный уровень, и сейчас радует своим наивкуснейшим продуктом всю Еврейскую автономию!
В рамках проекта «Время героев», который инициировал новый глава области Ростислав Гольдштейн, корр. LIVE Биробиджан разузнал о том, как из обычного мастера по ремонту компьютеров Роман стал успешным грибным бизнесменом!
— Роман, почему вы решили выращивать и продавать грибы?
— До выращивания грибов я пробовал много разных видов бизнеса – перебрал 5 или даже 6 вариантов! Я и бабушек учил компьютерной графике, и заправку картриджей делал. Пробовал себя в компьютерной клинике, выездным мастером на дом, занимался ремонтом компьютерной техники и заказом товаров из Китая. Много разного было, но ничего из этого не приносило должного удовлетворения. Что-то начинал, что-то – прекращал. И тут пришла в голову идея попробовать выращивать грибы. Занялись этим вместе с семьей. Попробовали – заинтересовало. С тех пор мы занимаемся грибным бизнесом. Когда только начинали, мне было 23 года. На первых порах помогали родители. Особого места для выращивания не было, поэтому у них я занял комнату, чтобы заполнить ее блоками, ведь был уже апрель-месяц. И, вот, все пошло-поехало. Собрали первый урожай, второй, затем расширились – перешли на улицу, когда стало теплее. Получалось отлично. Когда наступила осень, я понял, что дело бурлит, и мы начали продавать грибы, потому что сами наелись, накормили всех соседей и родственников. Все были сыты грибами. На тот момент я еще работал, поэтому первые грибы продавал на работе, через знакомых, а оттуда уже пошло: знакомые рекомендовали своим знакомым, я начал ходить в организации и предлагать нашу продукцию. Первое помещение для грибов построили небольшое. С того момента оно еще 4 раза было перестроено. Таким образом у нас увеличивались объемы, реализация, и вот, мы пришли к тому, что имеем сейчас.
— В вашем семейном бизнесе возникают какие-то трудности? Возможно, есть то, с чем не всегда справляетесь?
— Трудности есть, и с каждым разом появляются все новые проблемы. Первая сложность состояла в отсутствии полной информации о выращивании грибов. Все мы знаем, что необходимый материал есть в интернете, но его много, и он поверхностный. Мы начинали с того, как для себя вырастить десять блоков грибов. Когда начали увеличивать объем, появились новые преграды, которые повели за собой изменение технологий. А каждое изменение процесса ведет за собой брак… Технология не отлажена, она только внедряется, и нужно какое-то время на ее успешную реализацию. Поэтому первые 2-3 месяца – это брак: все выкидывается, пропадает, и нет четкого понимания, как это делать. Вторая сложность – отсутствие денежных средств для реализации такого рода объекта. Как оказалось, производство грибов – это та сфера, которая требует достаточно больших вложений.
— Какие сорта грибов вы выращиваете?
— На данный момент выращиваем только гриб вешенка. Но это только пока. В ближайшем будущем планируем расширять производство: увеличить объем продукции и внедрить другие виды грибов, такие как опята и шиитаке (шиитаке, также сиитаке, лентинула съедобная, японский лесной гриб — съедобный гриб).
— Назовите сорта грибов, которые считаете самыми полезными по вашему мнению?
— Мы выращиваем только вешенку, поэтому в нашем случае она полезнее всего!
В составе вешенок большое количество полезных веществ, необходимых для нормального функционирования организма. В них содержатся медь, калий, тиамин, цинк, селен, марганец и др. Также эти грибы являются низкокалорийным продуктом.
— Вы активно развиваетесь в с. Найфельд, хотя могли бы, например, отправиться в тот же самый Хабаровск, где гораздо больше дорог и клиентов. Почему продолжаете свое дело именно в селе, а не в городской среде?
— На это есть несколько причин. Первая – потому что именно здесь началось наше производство. Для каких-то больших вложений не было много финансов, так что, начинали мы постепенно – с малого. Как я упоминал, первая посадка грибов была в доме. Затем увеличили объём, перешли на открытый воздух, а через какое-то время построили специальное помещение для грибов. И все это зародилось в нашем селе. Конечно, сейчас мы немножко развились и можем начать новое производство, например, в Хабаровске, где больше возможностей и спроса. Однако Найфельд – небольшая чистая и аккуратная деревня. Можно смело сказать, что из нашего населенного пункта выходят экологически чистые грибы, ведь в них нет нитратов или пестицидов. Также рядом не расположены ТЭЦ, кочегарки, а машины у нас практически не ездят. Еще одна причина – мне немного обидно за нашу область. Раньше были разные производства: Дальсельмаш, Трикотажная, Чулочная фабрики, завод силовых трансформаторов, а сейчас что? Понемногу область превращается в «купи-продай». Если оглянуться и посмотреть вокруг, то в нашем городе есть только магазины – продуктовые и вещевые, магазины с косметикой и прочее. То есть, все те магазины, которые делают отток денежных средств нашей области. А хотелось бы, чтобы все было наоборот – чтобы с соседних областей был приток финансов в ЕАО. Хочется создать какие-то экологические программы, теплицы для того, чтобы наше население кушало здоровые продукты. Посмотрим, например, на Белоруссию. Мне там нравится. Народ кушает здоровые продукты, они счастливы, и им не приходится платить втридорога за качественный и полезный товар.
— Вы постоянно в работе! Откуда черпаете силы для того, чтобы двигаться дальше и расширяться?
— Это производство отнимает очень много энергии и времени, потому что идет колоссальное вложение эмоций и сил! Самым основным источником, откуда черпать силы – это положительные отзывы о нашей продукции от клиентов. Нам много пишут в Instagram, благодарят нас за грибы и что-то постоянно спрашивают. Мы видим, что наша продукция пользуется спросом, и каждый раз он растет. У нас даже есть небольшое высказывание… Вот вы спрашиваете, откуда мы черпаем силу? Когда наши клиенты довольны, где-то в ЕАО радуется один грибник. Знайте это.
— Герой нашего времени – кто он? На этот вопрос дают совершенно разные ответы. Для кого-то – это человек, спасающий жизни, а для кого-то – тот, кто создает различные блага. Роман, считаете ли вы себя героем нашего времени и почему?
— В моем понимании – это человек, который полностью отдает себя профессии, своему делу. Каждый человек для меня, наверное, маленький герой. Какая-то мама, которая растит сразу несколько детей – герой для них. Люди, которые попали в сложную жизненную ситуацию, но смогли выбраться из нее – тоже герои. Матери, которые хоронят своих детей разве не герои? Все мы в какой-то степени маленькие герои.
Узнать еще истории активных и неравнодушных граждан нашей области можно на сайт активныегражданееао.рф.