Как вы себе представляете человека, который работает в автосервисе? Наверное, не будет ошибкой сказать, что стереотип примерно такой: простой работяга, без высшего образования и уж точно без намёка на тонкую душевную организацию. Труд-то тяжёлый, порой однообразный. Герман Грицан из Биробиджана полностью разрушает такое представление. Зарабатывая себе на жизнь кузовным ремонтом, каждую свободную минуту мужчина посвящает искусству. Он делает самобытные статуэтки из глины, создаёт авангардные панно, вырубает топором стилизованных деревянных коников.

О том, как оживает в руках мастера глина, почему с деревом работать проще, и о самой большой мечте Герман Грицан рассказал в интервью корреспонденту LIVE DV.

- Герман, Альбертович, как по-Вашему: какие Ваши личные качества привели Вас в творчество?

- Помимо, как говорится, планов Бога на меня и заложенных талантов, я думаю, основное качество – любознательность. Не любопытство, а любознательность. У нас это семейная черта.

- Как рождаются идеи Ваших работ?

- Для меня творческая идея – это квинтэссенция всего увиденного, прочитанного и что-то из своего личного опыта, каких-то переживаний. Художник для меня это интерпретатор, не просто пересказ события, а его интерпретация.

- Делаете ли Вы эскизы?

- Эскизы делаю почти всегда для глины или дерева. У меня специальные альбомы для этого заведены. Почти два полностью заполнены, иногда полезно пролистывать - старые эскизы  экономят время, да и не всегда получается импровизация хорошая, поэтому проще её приготовить, сделать какие-то заготовки, наброски. И часто в голове перед работой с картинами есть только образ или основное цветовое решение, и то не всегда делаешь. От образа отталкиваешься, в голове держится образ того, чего надо, а там уже по ходу работы смыкаешься с тем, что получится.

- Вы создаете предметы в очень разных техниках, например, детально вылепленные речные перловицы из глины соседствует со статуэтками конька-бегунка, авангардные панно с живописью. Такие стилистически непохожие работы создаются параллельно или есть периоды увлечения то одним, то другим?

- Работать в течение дня могу в различных техниках, если у меня нет основной работы. То есть я занимаюсь и тем, и тем, и этим: поработал над картиной несколько часов, отвлёкся перемять глину и потом опять возвращаюсь к картине. Деревом я занимаюсь параллельно с ремонтом машин, то есть небольшие переключения помогают взглянуть на процесс по-новому, заметить детали и нюансы. Периодов увлечения нет. Всё зависит от идеи. Пришла она, и всё - ноги в руки, надо её воплощать! Или можно позаниматься какими-то рутинными приготовлениями к творчеству. Они часто помогают настраиваться на основную работу.

- Согласны ли Вы с убеждением, что глина - живая?

- Строго говоря, глина не живая, конечно... Но материал очень пластичный, и в умелых руках он приобретает новые свойства, начинает жить какой-то своей жизнью, жизнью произведения. Особенно после обжига... становится тёплой. Как я всегда говорю, это наша генетическая память, то есть керамика –это первый искусственный материал, созданный нашими руками, это наш спутник жизни две тысячи лет, поэтому человек тяготеет к глине, что-то родное  находит в керамике.

- Расскажите, как проходит рабочий процесс? Например, под любимую музыку или в полной тишине?

- При работе полную тишину я вообще не переношу. Работаю всегда под музыку. Музыка совершенно разная. Стараюсь ритмически не замедлять и не ускорять работу. В больших количествах могу поглощать блюзы, джаз - абсолютно разную музыку. Работ, навеянных музыкой, не припомню, если честно, хотя они есть. Влияние музыки на рабочий процесс для меня огромное! Даже делая машину, включаю то одно, то другое в зависимости от скорости выполнения работы.

- Как Вы пришли к деревянной игрушке?

- Деревянную игрушку - поморскую - увидел в интернете. Дерево-то я любил всегда, с детства что-то постругать мне нравилось. Приятный материал, обожаю до сих пор им заниматься. Так что семена упали на благодатную почву. Понравилась суровая простота изделий. Игрушка практически вырубается топором, поправляется ножом. Это как работать над картинами. Тоже мелких деталей нет, как-то обобщенно. Очень мне понравилось, и я потихоньку начал этим заниматься.

- Что для Вас выполнять сложнее - глиняные, деревянные изделия или картины?

- Технологически проще работать с деревом. Не нужно особых условий, места для сушки и обжига, рамки не нужно делать... Но сложнее всего делать простую, но выразительную вещь. Иногда на что-то простое уходит куча времени. Это везде: как в дереве, так и в глине, и в живописи.

- Какие виды изделий вам нравится делать больше всего?

- Здесь трудно сказать... опять же, все зависит от идеи. Например, есть идеи, которые можно воплотить только в дереве или только в керамике, или только в живописи. Но иногда образы путешествуют: можно один образ в трёх техниках выполнить или задействовать как-то. Поэтому всё одинаково нравится.

- Сколько времени уходит на исполнение глиняной или деревянной статуэтки, написание картины?

- На изделие из дерева уходит от нескольких десятков минут до нескольких часов. На глину также, но здесь плюс сушка, плюс обжиг и последующее молочение, может быть. А это может занять несколько дней или даже недель, если крупные изделия. Ведь готовым изделием может считаться только обожжённое, потому что некоторые из них "погибают" при сушке и обжиге: лопаются, трескаются, рассыпаются. Бывает это с 20-30 процентами изделий. К браку надо быть готовым.
Картины могут писаться днями и неделями - в зависимости от материала. Например, акрил быстрее сохнет, а масло гораздо медленнее. Если слой на слой накладывать, надо ждать, когда предыдущий подсохнет. Тоже свои нюансы.

- Где мастерите? Есть ли специальное помещение?

- Работаю дома - или на кухне, или в комнате, или в гараже. Гараж недалеко от дома, там стоит печка для обжига, все инструменты под рукой. Всё очень удобно.

- Понятно, что творчество Ваше более для души, нежели для коммерческих целей. Тем не менее, как Вы определяете стоимость Ваших произведений, что «закладываете» в цену?

- Цена зависит от времени, от материала . Ориентируюсь на интернет иногда... И иногда на что-то неуловимое в работах... Когда «получилось-не получилось», скажем так. То есть то, что отличает произведение искусства от обыкновенной поделки. Это тонкое ощущение, причем я всегда говорю, что я не делаю гениальных вещей, но даже простые вещи могут быть привлекательны. Чувствую интуитивно. Бывает простую вещь ты ценишь гораздо выше, чем сложную.

- Есть ли любимые работы?

- Любимых работ много, причем они не самые эффектные. Часто это простенькая, но очень выразительная вещь.

- Есть ли у вас мечта, как у художника?

- Мечта есть, вернее их масса. Мечты, наверное, открывать нельзя… Но самая главная мечта, пусть это будет звучать высокопарно: работать, пока не остановится сердце, до самого конца! Мне бы очень хотелось, мне это нравится. Самая большая моя мечта – это работать настолько, насколько это получится.

- Есть ли художники или виды народного творчества, которые Вас вдохновляют?

- Художники нравятся разные: и русские, и мировые. Абсолютно разные. Вдохновляют все виды народного творчества. Часто это предметы быта. Отвлеченного творчества у народа мало было, в основном, всё это было функционально, носило прикладной смысл. Всё это красиво, часто оформлено орнаментом, поэтому даже весло для лодки, коромысло, прялка вдохновляют. Любой предмет быта, его форма тщательно обрабатывались десятилетиям, веками - это и вдохновляет.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Не бояться, идти вперёд, никого не слушать и искренне отдаваться своему делу - Ксения Трубина, Биробиджан

В Англию из ЕАО: история простой девчонки, которая живёт так, как ей нравится