Кратко
Приамурье – земля с многовековой историей. Это место служило маяком, привлекающим жителей не просто со всего Востока или России, но и со всего мира. Одним из наиболее ярких примеров этноконфессионального и национального многообразия Бирарии является город Биробиджан – столица Еврейской автономной области, оплот иудейской культуры на Дальнем Востоке и один из самых интересных городов Дальнего Востока. И сегодня мы проведём для вас небольшую экскурсию по самым памятным местам города.
Как театр начинается с вешалки, так и любой город начинается с вокзала. Первое, что видит прибывший на железнодорожную станцию путник – одно из первых каменных зданий в Биробиджане. Проектировкой занимался знаменитый архитектор Ханнес Мейер, директор немецкой архитектурной школы «Баухаус». Он же создал первый план по развитию Биробиджана, который, впрочем, до конца так и не был воплощён.
При изначальном строительстве (1933-1935 годы) вокзал был значительно скромнее – только центральное здание с двумя крыльями. В нём, как и сейчас, располагался вестибюль и касса билетов, а две трёхэтажные пристройки с комнатами отдыха и служебными помещениями появились значительно позже, в 1999 году.
В 2003 году на привокзальной площади появилось главное украшение привокзальной площади – «Менора» (или «Золотая менора»). Памятник установили к юбилею Еврейской автономной области, в дни Международного фестиваля еврейской культуры. Его проектировкой занимались Александр и Алевтина Мамешины, архитекторы из Хабаровска. По обе стороны от восьмиметровой колонны, на которую водружен полутораметровый семисвечник, расположены две гранитные чаши-фонтана.
И если «Менора» является символом возрождения еврейского народа, то другой расположенный на привокзальной площади памятник напрямую изображает героев-первопроходцев новой земли. Всё как положено: деревянная повозка, верный конь, и двое переселенцев, вероятно, муж с женой. Скульптура стала подарком от китайских соседей из города-побратима Хэган (КНР). А автором композиции является почётный житель ЕАО, художник Владислав Цап.
Если отойти от вокзала вглубь города, то можно выйти на биробиджанский Арбат. Официальное название – «пешеходный участок улицы Шолом-Алейхема». Кроме названия улицы, знаменитому еврейскому писателю посвящён и стоящий здесь бронзовый памятник, за авторством всё того же Владислава Цапа.
Расположившись в удобном кресле, автор «Тевье-молочника» будто наблюдает за кипящей вокруг него жизнью с высоты своего постамента. На нём, к слову, размещены барельефы, которые изображают жизнь еврейских «местечек»-штетлов. А надпись на табличке выполнена сразу на двух языках – русском и идише. На них же в своё время и творил писатель Шолом-Алейхем.
В паре минут ходьбы от памятника, неподалёку от Благовещенского кафедрального собора, находится синагога «Бейт Менахем» – крупнейшая в области, отвечающая всем канонам еврейской храмовой архитектуры. А рядом расположено здание еврейской общины «Фрейд». Посетить синагогу может любой желающий: кроме своего непосредственного предназначения как религиозного места, по синагоге водятся и экскурсии. Хотя точнее будет сказать, что экскурсии проводятся по обширной коллекции музея иудаики, осматривая которую невольно погружаешься в атмосферу Святой земли.
На въезде в синагогу стоит скульптура мужчины, трубящего в рог (шофар). Традиционно в рог трубят на еврейские праздники Рош ха-Шана и Йом-Кипур и для евреев это важный элемент торжества. Около синагоги также находятся два больших камня – на одном закреплены таблички с Десятью Заповедями (которые иудаизм разделяет с христианством), а другой представляет собой мемориал, посвящённый памяти жертв Холокоста.
Вернувшись назад на Арбат и пойдя перпендикулярно, мы обнаружим, что пешеходная часть улицы направляет нас естественным образом в сторону областной Филармонии. Это, пожалуй, одно из, если не самое впечатляющее произведение архитектуры во всём Биробиджане, и неспроста – филармония рассчитана на 700 человек, то есть при желании, в неё может войти каждый сотый житель города.
Само здание было построено в 1984 году. Облицовка – из белого камня. Плиты на лестницах – из гранита. Геометричные, математически-вымеренные и при этом кажущиеся невозможными формы и монументальный масштаб. Одним словом – советский брутализм, как он есть. Внутреннее убранство не отстаёт – ярко освещенное фойе, лестницы из всё того же белого мрамора, которые словно нарушают законы физики, и мощные колонны, которые призваны удостовериться в том, что эти самые законы никто на самом деле нарушать не будет.
Перед филармонией раскинулась Театральная площадь. Центром её служит фонтан – излюбленное место для всех детей города. К нему ведут аллеи с украшенными клумбами и цветниками.
Но, пожалуй, самый привлекающий внимание элемент всей площади – ансамбль из семи колонн с семью статуями на них, которые изображают шестерых муз, покровительниц искусств, и Аполлона, бога искусства из Древнегреческой мифологии.
Говоря о филармонии, нельзя не упомянуть и набережную реки Бира – облицованная гранитными плитами, с буйно растущими цветами на каждой клумбе, она, бесспорно, является одной из главных жемчужин областной столицы. И немудрено, ведь слово «Биробиджан» в том числе происходит от названия реки. Её, к слову, планируют расширять и переоборудовать в ближайшие годы.
Приезжайте в Биробиджан – вы не пожалеете. Это один из самых уникальных городов Дальнего Востока и после визита никто не сможет убедить вас в обратном!
Материал подготовлен в рамках проекта «ЕАО – сердце Приамурья», который стал победителем областного конкурса СОНКО и был поддержан правительством ЕАО. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Знакомство с водным миром Амура и тем, как он повлиял на жителей Бирарии
Чем вас может удивить природа Приамурья – раскрываем секреты открыток от Бирарии