Количество фильмов и сериалов крупнейших западных киностудий — так называемых компаний-мейджоров — в ведущих российских онлайн-кинотеатрах за год сократилось в 1,5–2 раза. Соответствующие подсчеты по просьбе РБК провело информационно-аналитическое агентство TelecomDaily. Но сами платформы утверждают, что уход Голливуда прошел «бесшовно» и аудиторию привлекают их собственные проекты, сообщает LIVE DV.

Как считали

Агентство TelecomDaily проанализировало доступные на 16 марта 2022 и 2023 годов библиотеки фильмов и сериалов на платформах «Кинопоиск» (принадлежит «Яндексу»), «Иви» (независим от крупных холдингов), Wink («Ростелеком»), Okko (ранее принадлежал «Сберу»), Kion (МТС) и Premier («Газпром-Медиа»). Для каждой платформы были подсчитаны общее число тайтлов (то есть названий проектов), количество тайтлов российского и иностранного производства, а также отдельно — студий-мейджоров, а именно Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Paramount и Universal.

Наибольшее падение объема голливудского контента зафиксировано у «Кинопоиска». За год количество единиц контента от студий-мейджоров у этого стриминга сократилось в два раза: с почти 2 тыс. до чуть менее 1 тыс. Чуть менее половины таких фильмов и сериалов также потерял Wink: если в марте 2022 года на этой платформе было 2,3 тыс. мейджорских проектов, то к аналогичному месяцу 2023-го их осталось порядка 1,2 тыс. Меньше всего из изученных TelecomDaily платформ уход западных киностудий сказался на Okko: количество голливудского контента за год сократилось примерно на треть — почти с 3 тыс. до чуть менее 2 тыс.

За год в библиотеках российских онлайн-кинотеатров изменилось и общее количество доступных пользователям фильмов и сериалов. Наибольшее сокращение — 47% — у платформы «Иви». Но это стало результатом не столько ухода западных студий, сколько новой стратегии сервиса: так, еще в октябре прошлого года замгендиректора «Иви» по контенту Иван Гринин рассказывал РБК, что компания сменила курс «с количества фильмов и сериалов на качество». В результате за лето 2022 года «Иви» самостоятельно сократил каталог «более чем на 5,5 тыс. тайтлов» (всего их было около 16 тыс.). Объем всего зарубежного кино (не только мейджорского) у «Иви», по данным TelecomDaily, сократился на 41%. Однако его доля в общем количестве доступных подписчикам проектов выросла с 67,5 до 75,1%.

У сервиса Kion общее количество проектов сократилось на 40%, с 12,3 тыс. до 7,4 тыс., при этом количество иностранных проектов уменьшилось на 36%, с 7,8 тыс. до 5 тыс. У Okko динамика выражена не столь явно: вся библиотека сервиса сократилась всего на 13% (с 17,9 тыс. до 15,6 тыс.), а библиотека иностранного контента — на 21% (с 12 тыс. до 9,5 тыс.).

Каких фильмов лишились российские стриминги и почему

В начале марта 2022 года на фоне специальной военной операции России на Украине пять крупнейших мировых кинокомпаний объявили об отмене в России ближайших премьер. Речь идет о киностудиях Disney (снимала франшизы «Пираты Карибского моря», кинокомиксы Marvel и др.), Warner Bros. («Гарри Поттер», кинокомиксы DC), Sony Pictures («Человек-паук», «Ангелы Чарли», «Охотники за привидениями»), Paramount («Крик», «Титаник», «Крестный отец») и Universal («Мир Юрского периода», «Форсаж», «Мумия»). Позднее стало известно, что новинки этих студий не появятся и на российских видеосервисах.

Летом из библиотек онлайн-кинотеатров начали пропадать и старые проекты иностранного производства из-за отказа мейджоров продлевать контракты. В числе первых пропали сериал «Друзья», фильмы «1+1», «Интерстеллар», «Властелин колец» и «Маска». С 1 февраля 2023 года стали недоступны кинофраншизы «Гарри Поттер» и «Фантастические твари». После 28 февраля почти все платформы лишились проектов Disney и ее дочерних студий: пропали «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», кинокомиксы Marvel и мультфильмы Pixar. Однако пока этот контент еще доступен на Okko.

Опрошенные РБК онлайн-кинотеатры не стали раскрывать, входили ли фильмы студий-мейджоров в перечень наиболее популярных проектов среди их зрителей до начала спецоперации и какие из них пользовались наибольшим вниманием аудитории.

Что говорят о ситуации участники рынка

За последние 20 лет россияне привыкли к фильмам и сериалам крупных голливудских студий, и новый контент из Южной Кореи, Китая и Индии, которым площадки пытаются количественно заместить западные проекты, пока не может конкурировать с Голливудом, считает глава TelecomDaily Денис Кусков.

«С другой стороны, в общем количестве часов, которое зрители тратят на просмотр кино и сериалов, доля мейджорского контента составляет порядка 10%, — отмечает Кусков. — И кинотеатры, которые вовремя сделали ставку на собственный контент, особенно от ухода этих компаний не пострадали».

Именно рост производства собственного контента обеспечил положительную динамику платформы Premier, объясняет заместитель гендиректора сервиса Макар Кожухов.

«Возможно, отказ нескольких мейджоров от работы с отечественными онлайн-кинотеатрами и подтолкнул россиян к просмотру оригинального контента, но решающую роль сыграл рост качества проектов: они стали способны самостоятельно привлекать и удерживать внимание зрителей», — считает Кожухов.

Представитель Premier также призывает не ассоциировать западное кино только с проектами мейджоров.

«Мы продолжаем сотрудничество с независимыми студиями по всему миру, включая США», — отмечает он.

Фото - LIVE DV, тематическое.

Источник - РБК.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бесплатные билеты на комедию получат четыре жителя Биробиджана