Как вырастить будущего чемпиона, рассказал тренер Евгений Степанов из Биробиджана

В каждом мотивирующем и вдохновляющем фильме про спорт самый важный персонаж в становлении главного героя – тренер. Да и в жизни любой спортсмен с большим уважением и благодарностью говорит о своём наставнике. LIVE DV предлагает нашим читателям заглянуть за кулисы этой работы вместе с тренером Евгением Степановым из Биробиджана. В новом интервью проекта «LIVE: ЛЮДИ ЕАО» вы узнаете, о чем мечтают тренеры, каково воспитывать профессиональных хоккеистов, и чему ещё учат детей на тренировках.

Евгений Степанов родился в Биробиджане в семье кандидата в мастера спорта по парашютному спорту. Сейчас ему 30 лет, он уже добился определённых спортивных успехов и тренирует подрастающих чемпионов.

– Евгений, Вы мастер спорта России по конькобежному спорту. Расскажите о своём профессиональном пути.

Я начал заниматься спортом с самого детства, в возрасте восьми лет. Получилось так, что я жил рядом со стадионом «Дружба», и дворовые ребята, и друзья – все туда ходили. В «Дружбе» работали разные секции, одна из них – конькобежный спорт. Я пришёл туда, и мне очень понравилось. Моим тренером был Владимир Николаевич Старовойтов, заслуженный тренер России по конькобежному спорту.

Начал тренироваться. Выступал на разных соревнованиях: в юном возрасте это были соревнования дальневосточного уровня, потом участвовал в Кубках России. С 16 лет начал участвовать во Всероссийских соревнованиях. В 17-19 лет уже выступал на Чемпионате России, именно тогда выполнил мастера спорта. Это было в Подмосковье, в городе Коломна, там крытый каток, который считается лучшим в Европе. Выиграть на этом Чемпионате у меня не получилось, вошёл только в 10-ку сильнейших конькобежцев по спринтерскому многоборью на короткой дистанции. Но выполнил мастера спорта. В дальнейшем также продолжал тренироваться и выступать. Со студенчества, с 21 года, начал помогать своему тренеру в работе с детьми-конькобежцами.

За годы своей спортивной активности Евгений неоднократно становился чемпионом Дальнего Востока в юношеском возрасте. Не оставил любимое дело спортсмен и в студенческие годы, и после службы в армии, два года выступал от ветеранов. Он скромно отмечает, что ему часто приходилось выигрывать.

Вы работаете тренером Федерации хоккея ЕАО, растите юных хоккеистов. Расскажите, как Вы к этому пришли?

Я работаю в отделении специальной связи, второй моей деятельностью является тренерство: работаю с маленькими детьми. Раньше тренировал конькобежцев, потом мне предложили заниматься с юными ребятами в хоккее. Тренировочный процесс в конькобежном становлении и в хоккее имеет много общего, поэтому я успешно с этим справляюсь.

– А сами в хоккей играете?

– Да, но это скорее хобби. В выходные дни мы можем собраться, чтобы поиграть. Но я не участвую в наших региональных командах.

– Как устроен Ваш рабочий процесс?  

– У нас в Федерации хоккея с шайбой в ЕАО есть несколько групп, в которые переходят дети по достижении определённого возраста. Ребёнок с малых лет тренируется в определённой группе, потом он переходит дальше, дальше и дальше,  и цепочку эту ни в коем случае нельзя прерывать. Все занимаются в своих группах, это и есть определённая команда. Я работаю с ребятами, которые только-только пришли в хоккей, с нуля. С маленькими мне очень нравится работать, потому что есть привилегия – быть первым тренером. И для меня, и для ребёнка это запоминающийся момент.

Мы также оказываем ребятам психологическую помощь. Дети разные бывают, у каждого свои сильные и слабые стороны. Показываем, учим, беседуем с детьми. Работаем с родителями, объясняем, как необходимо дома с ребёнком разговаривать, если они выбрали хоккей. У нас акцент на профессиональность в спорте. Нам нужны ребята, которые будут представлять нашу область, которые будут выходить на российский уровень и, может быть, войдут в составы сборной страны.

Если брать хоккей, как занятие физической культурой, для здоровья, – это один момент. Но у нас ребёнка готовят именно под профессиональный вид деятельности, чтобы он представлял Биробиджан и Еврейскую автономную область.  

– То есть Вы готовите профессиональных хоккеистов?

– От меня и ещё нескольких тренеров. У нас штат. Есть старший тренер, который нами руководит, мы ему отчитываемся о наших планах, рассказываем какое у нас видение. Он либо утверждает этот план, либо вносит корректировки. То есть он эту работу видит. У меня начальная подготовка.

– Что самое трудное в работе с детьми?

– Самое трудное, оно же и интересное, – это найти к каждому ребёнку подход. Каждый ребёнок по-своему уникальный: у одного развита, например, быстрота, у кого-то координация, кто-то выносливый – тренируется-тренируется и всё ему нипочём, ещё домой придет и будет на ушах стоять. Есть закрытые дети, с ними нужно индивидуально работать, беседовать. То есть одинакового шаблона нет. Имеются у нас в группе 20 человек – к каждому будет свой индивидуальный подход.

Мы беседуем с детьми, ведём их. Три дня ребёнок пропускает – пишем, узнаём, что с ним, может, чем-то болеет, может, помощь нужна. Мы берём ребёнка в нашу хоккейную семью. У нас дружный коллектив, все друг за друга горой. Эта атмосфера должна передаваться команде, ведь хоккей – командный вид спорта.

Фото Евгения Степанова

– Мечтаете ли Вы, чтобы Ваши подопечные стали чемпионами?

– Как говорится, плох тот военный, который не мечтает стать генералом. Так и плох тот тренер, который не хочет, чтобы его подопечный завоевал место на Олимпиаде или хотя бы вошёл в состав сборной России. Это определённо цель. Но есть и задачи для реализации этой цели. Если я просто хочу, чтобы мой ребёнок выступал на колоссальном уровне, – этого недостаточно. Я должен выстроить задачи, понять, что для этого нужно сделать.

Однако спорт пригодится ребёнку, даже если он не нацелен покорять пьедесталы. Навыки, полученные в секциях, – дисциплина, культура и спортивная закалка – помогут человеку на каждом этапе его жизни. Сначала дети, можно сказать, неуправляемые. Но это хорошо. Ребёнок должен быть активным, а мы направляем эту энергию, выстраиваем рейсы, как для паровоза.

– Дети сильно привязаны к своему тренеру?

– На самом деле, мы все взаимозаменяемы, а у детей хорошо переключается внимание. Они, конечно, могут спросить, где тренер, если его нет, но мы стараемся их сильно к себе не привязывать. Они нам доверяют, но ситуации разные бывают. Например, когда мне по службе нужно было уехать в командировку на СВО, ребята были переданы другому тренеру, и сейчас эти конькобежцы благополучно выступают на дальневосточном уровне и занимают места.

– Изменился ли Ваш взгляд на жизнь после возвращения с СВО? В чем это выражается?

– Я понял, что время очень быстро идет. Если у человека есть какие-то определённые планы, он хочет в жизни что-то сделать, то это надо брать и делать. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в общество, чтобы его поколение говорило о нём. Когда человека не стало и о нём говорят, я считаю, что это значит, что он прожил хорошую жизнь.

Как Бодров однажды сказал: «Остановись, и всё будет идти». Как ехала машина, так она и будет ехать, как пели птички, так они и будут петь. Поэтому нужно внести вклад, чтобы люди тебя помнили. И вот, работая с детьми, я думаю, что делаю хорошее дело. Они подрастающее поколение, они будут меня помнить.

Мне кажется, в Биробиджане не хватает аллеи памяти тренеров. У нас, в ЕАО, были и есть по-настоящему великие мастера своего дела. Тот же Владимир Николаевич Старовойтов вырастил множество мастеров спорта, у него олимпийская участница есть. Какой вид спорта не возьми, у нас были отличные тренеры, но мемориала для них нет. Тренер, учитель – это основа в воспитании будущего человека, наравне с родителями и обществом. Их нужно помнить и чтить.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Создаёт новые миры на сцене режиссёр Ирина Шайтанова из Биробиджана

Пчелошеринг развивает на ДВ-гектаре участник спецоперации из ЕАО