Настольные игры – один из самых древних видов развлечений человека. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, в Месопотамии, люди играли в «Царскую игру Ура», кидая кубики и двигая фишки по глиняной табличке, стараясь перегнать их на другой конец раньше своего оппонента. Проводить время с друзьями за столом стало любимым времяпрепровождением для многих народов, и народы Приамурья в этом не отставали. Сегодня мы поговорим об игре, в которую ещё столетия назад играли предки современных нанайцев – «апокáчи».
Первое упоминание об игре можно найти в книге исследователя культуры и быта коренных народов Дальнего Востока Л. Я. Штернберга «Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны». В 1889-м году его отправили в ссылку на Сахалин. Там же он впервые познакомился с местным жителем – старым шаманом – и сделал в своём дневнике пророческую запись: «Я еще когда-нибудь займусь их изучением».
Уже через год Штернберга отправили в кордон Виахту, рядом с которым был небольшой гиляцкий (нивхский) посёлок, где он и начал свою работу. Всего в ссылке он провёл восемь лет, во время которых исследовал сахалинских и амурских гиляков. После этого наступил долгий перерыв в исследованиях – целых 13 лет. Вернулся на Дальний Восток Штернберг уже признанным учёным, а не ссыльным. Основная часть его записей и исследований второй экспедиции была посвящена быту и культуре гольдов (нанайцев), удэгейцев и ульчей.
Как раз во время второй экспедиции и была сделана запись о заинтересовавшей его игре, которую, по его словам, местные называли «апакáн». Суть её заключалась в том, что на деревянной доске проводились линии-дороги – пять вертикальных и три горизонтальных – на их концах расставлялись десять дощечек или палочек («солдатов»), по пять штук на каждую сторону, и каждый должен был победить «войско» оппонента. Игроки по очереди двигали своих «солдат» по местам пересечения линий, стараясь выстроить их в «построение» по два «солдата», стоявших на линии, и если им это удавалось, то стоящая на линии одиночная фишка оппонента убиралась с доски.
Интересно, что исторически большинство игр малых народов – это вариации уже существовавших игр, взятых у их более многочисленных соседей, например, корейская чанги, произошедшая от китайской сянцы. Однако апокáчи не похожа ни на одну из своих «соседей»: ни на китайскую го, ни на японскую сёгу, ни даже на завезённые казаками шашки – это один из тех редких случаев, когда игра возникла в среде нанайцев самостоятельно.
С течением времени, однако, «нанайские шашки» практически канули в Лету, оставшись лишь в воспоминаниях старожилов. Исследователи связывают это как с политикой русификации, проводимой Советским Союзом, так и с малочисленностью самого нанайского народа. Ситуация начала изменяться уже в наши дни.
Идея о возрождении возникла в 2011 году. Тогда в Хабаровске открылся театр аборигенов и метисов «Бури» (названный так в честь нанайского стойбища, на месте которого расположен город) – актёрам нужно было чем-то занять детей во время репетиций, и тогда президент Хабаровской краевой организации по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья Леонид Сунгоркин вспомнил про игру, о которой ему рассказывала в детстве бабушка.
– У нас дома всегда были шашки и шахматы – всё, как это часто бывает, вперемешку и оба комплекта неполные. Поэтому ни в то, ни в другое я играть так и не научился. Но зато доска была всегда. И бабушка моя, которая ещё при царе родилась, рассказывала, что у нанайцев была своя игра, которая называлась «апокачи». К сожалению, подробные правила она мне рассказать не смогла, она сама их не знала, а к тому времени игру даже старики не вспоминали, – рассказывает Леонид Сергеевич.
Для воплощения идеи в жизнь потребовалось ещё больше десяти лет тщательного исследования научной литературы, легенд, сбора информации и единомышленников, но в конечном итоге в 2022 году на свет родилась версия игры под названием «Апокачи». Именно она на данный момент является наиболее распространённой.
Новая версия игры привнесла новые правила. Хотя точнее было бы сказать, что она их сформулировала – до недавнего времени конкретных, задокументированных правил у игры не было.
– Я вам так скажу, что изначальных правил игры как таковых не было. Было только общее понятие того, как ходить – вперёд, влево, вправо и назад. И было правило – две шашки рубят одну. «Золотое правило апокачи», как я его называю. Оно было единственным неизменным во всех источниках. Всё остальное у каждого было своё. Можно ли cрубить шашку между двумя своими? А если две шашки стоят по бокам от твоих? Нам это всё нужно было стандартизировать, – поделился Леонид Сунгоркин.
На сегодняшний день проект по возрождению игры набирает обороты. В школах Хабаровского края проводятся бесплатные уроки, мастер-классы на мероприятиях, организовываются кружки. Кроме того, уже была разработана электронная версия на сайте AbstractGames.ru (там же можно ознакомиться и с полными правилами игры) и даже начали проводиться первые турниры.
– Со временем игра станет культовой, – считает Леонид Сунгоркин, – по крайней мере, для нанайского народа однозначно. У нас же всё как? У нас сейчас всё стилизованное, якобы национальное – песни, пляски, но глубины понимания нет. Я думаю, апокачи бы никогда не возникли, если бы я не занимался темой этнографии народов. И я благодарен Богу, на самом деле, что он мне это дал – понимание игры, раскрыл её. Для меня это, знаете, как подарок на всю жизнь: чего-то более глобального я не смогу дать нанайскому народу, потому что всё остальное даёт обычная жизнь. И это и в международном плане здорово, когда игры коренных народов начинают возрождаться. Потому что это может стать примером для других народов: посмотрите у себя, посмотрите, что у вас было. Я надеюсь, что это станет стимулом и для других.
Материал подготовлен в рамках проекта «ЕАО – сердце Приамурья», который стал победителем областного конкурса СОНКО и был поддержан правительством ЕАО.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Мастерскую тревел-блогеров «Бирария» презентовали губернатору ЕАО Ростиславу Гольдштейну
Конный двор создают при поддержке неравнодушных жителей в ЕАО
Проекты движения «Биробиджан Молодой» презентовали в Москве на выставке «Россия»