Перевели деньги мошеннику: можно ли вернуть средства?

Что делать, если вы под давлением злоумышленника перевели ему деньги? С 25 июля в стране заработает механизм возврата средств, похищенных мошенниками. В нашей рубрике «Что делать, если» с Отделением Банка России по ЕАО в LIVE DV подробно разобрались, как будет действовать нововведение и в каких случаях банки будут возмещать убытки жертвам злоумышленников.

В чем суть изменений?

Все российские банки, перед тем, как осуществить денежный перевод, теперь будут обязаны проверить операцию по следующим признакам мошенничества:

  1. Реквизиты получателя перевода есть в специальной базе данных Банка России, куда стекается информация о подозрительных операциях от банков и разных организаций.
  2. В базе имеется информация, что устройство, с которого пытаются совершить операцию, ранее использовалось злоумышленниками.
  3. Информация о подозрительном счете получателя есть во внутренней базе самого банка.
  4. От сторонних организаций в банк поступили данные, которые свидетельствуют о мошенничестве. Например, оператор связи сообщил о нехарактерной для клиента телефонной активности или росте входящих СМС-сообщений, в том числе в мессенджерах.
  5. Известно о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств.
  6. Операция нетипична для клиента (по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения).
Что будет, если банк найдет признаки мошеннической операции?

В этом случае банк должен приостановить перевод на два дня и уведомить клиента о сомнительной операции. За это время человек может выйти из-под влияния мошенников и отказаться от совершения перевода. Но если он даже после предупреждения настаивает на операции, деньги уйдут получателю, и банк не будет возмещать ущерб.

В каких случаях банк обязан вернуть деньги, переведенные мошенникам?

Банк обязан будет вернуть пострадавшему всю сумму, если допустил перевод, не проверив операцию и не предупредил клиента о том, что операция подозрительная. На возврат отводится 30 дней с момента обращения клиента в банк в случае переводов внутри страны и 60 дней для трансграничных переводов.

Рассчитывать на то, что банк в любом случае компенсирует потери, не стоит. Ответственность за свои финансовые решения по-прежнему несет сам человек. Единственный способ обезопасить себя при встрече с мошенником — критически воспринимать любые предложения и перепроверять информацию.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Застраховался, потом передумал: вернут ли деньги

Что делать, если: потерялась банковская карта

Что делать, если: хочешь получать дополнительный доход на пенсии