«Солнце русской поэзии»: Интервью с народным пушкинистом России

Сегодня в России отмечается День памяти великого русского поэта, «Солнца русской поэзии», Александра Сергеевича Пушкина. В честь этой даты LIVE DV решил пригласить на интервью народного пушкиниста России, обладатель медали А. С. Пушкина, Романа Борисовича Файна.

– Роман Борисович, здравствуйте. Последние двадцать лет жизни вы посвятили Александру Сергеевичу. Почему именно Пушкин?

– Активное просветительство творчества и личности Пушкина у меня пошло через лекции «обществознание» ещё с 70-х готов прошлого века. Я, честно говоря, любил Маяковского и Есенина. А когда попадался Пушкин я просто читал и думал про себя «Какая прелесть» и не более того. Ну, Пушкин и Пушкин? Но он же ведь всё-таки первый.

Всё дело в том, что на 200-летие Пушкина, проходила Всероссийская телерадиовикторина по Пушкину в 1998-99-м годах [1]. Вопросы были очень сложные, потому что мы не знаем глубину автора – вот, скажем, взять вас, например. Если вас спросить, что делал Онегин в тот или иной день, вы же не ответите? А что Татьяна делала в такой-то главе?

– Ну, конечно нет.

– Конечно нет! А мне повезло. Я был вхож в библиотечные круги, да и начальник был добрый –я тогда в заочном отделении работал и там, если нет сессии, то делать особо нечего. И я читал. Много читал. И я подключился с третьего вопроса. Стал регулярно отвечать. А я же педагогом был в колледже культуры, и очень хотелось прославить своё заведение. У нас в колледже был худграф. Ну, я пообщался с другими педагогами, и предложил им идею: чтобы ребята создавали произведения по творчеству Пушкина. Сказано - сделано. Очень красивые работы получились. Мы их отправляли в студию и нас заметили: три раза показывали в рамках программы, на всю страну.

В конечном итоге я попал в финал. Собралось там 30 с лишним человек – со всей страны и даже из-за рубежа. Из Прибалтики, из Армении, из Москвы были три девочки. Мы ездили с экскурсиями по столице, а потом отвечали лично на вопросы. В конечном итоге в суперфинал, финал финалистов прошли двое – преподавательница из Армении и мальчик с Сахалина. Мальчик, кстати победил.

Нас всех отметили званиями «Народный пушкинист» и, видимо, с той поры меня и приметили. Возвращаюсь оттуда и мне в правительстве говорят. «Ты из Москвы приехал?», «Приехал», «Ну, тогда организовывай у нас здесь Пушкинский клуб». Ну, куда я мог податься? Я пошёл в Центр детско-юношеской книги, там все мои выпускники, пришёл к заведующей и говорю: «Леночка, надо сделать». Она ответила «Хорошо». И с той поры, раз в месяц, на базе клуба начали собираться поэты и прозаики города. Школьников собирали, они читали стихи, посвященные классикам мира и страны.

Сейчас, клуб развивается по многим направлениям и для разных аудиторий: ЦДЮК - здесь активно развивается «Золотое пёрышко», в Областной библиотеке действует клуб «Живая книга», в библиотеке на 2 Биробиджане клуб «У камина», в библиотеке на Бумагина клуб "Грани". А во многих школах благодаря учителям-филологам своё литературное творчество развивают ребята-пушкинята. В лицее при ПГУ создаётся лицейский пушкинский клуб – золотое слово. И, конечно, я очень признателен всем коллегам, школьникам, молодёжи, за такое бережное отношение к пушкинскому наследию, творчеству нашего любимого поэта.

– Пушкина многие связывают с созданием литературного русского языка. Насколько, по вашему, такая оценка верна?

– Я думаю, что верна. Пушкину вообще по жизни, повезло. Во-первых, это, конечно же Арина Родионовна. Она была очень умной, умела воспитывать детей и хорошо знала русский язык. Да, Арина Родионовна читать не умела, но я думаю что родители не ожидали, что она знает столько русского фольклора – песни, колыбельные, присказки, пословицы и поговорки. И, конечно, сказки, хотя их и было меньше. Русскую культуру и язык он впитывал с самого детства.

Во-вторых, это то, что сам по себе Пушкин был человек весьма образованный и с пытливым умом. Он увидел, что русский язык, в сравнении с остальными (а Пушкин, вообще-то знал несколько языков), очень прост, но гениален в своей простоте. Он начал анализировать сказки, фольклор и начал находить в нём новые образы. И он увидел потенциал русского языка.

Проще говоря, Пушкин синтезировал из «простого» русского народного языка, тот новый, более совершенный литературный язык, который мы знаем сегодня.

– Как вы думаете, можно ли назвать Пушкина «Художественным историком»? И как вообще Пушкин относился к истории?

– Знаете, Пушкин, вообще, очень горел историей. Ему она была крайне интересна, но только не потому что это было прошлое его страны, а потому что он очень любил докапываться до истины. Он понимал, что история России была извилистой и он дивился ей – умный крестьянин и умный помещик вечно не могли найти общий язык. И этого общего языка он очень хотел достичь.

Причём он знал, что русская история отличается от истории зарубежной – европейцы казнили друг друга потому что не сходились во взглядах, а русские потому что «так правильно» или «так неправильно». В «Борисе Годунове» Пушкин пытался понять: почему человек, который хотел сделать Россию великой, не дал полякам её захватить, не удержался у власти? И пришёл к выводу, что Россия ещё была не готова к такому царю. А в «Песне о Вещем Олеге» Пушкин говорил: каждому своё место и время, не бери больше, чем можешь взять.

– А как вообще к Пушкину относились люди? В плане того, что внешность у него была весьма экзотичная – он был потомком эфиопа.

– Да он сам о себе писал «Да, я потомок негра безобразный». Он понимал, что лицом отличен от русского. Более того, даже в семье он был «некрасивым ребёнком». Сестра – похожа на русскую. Братец – вообще русский-русский, даже со светлыми волосами. А он, тьфу ты, увалень какой-то и с чернинкой, губами этими негритянскими.

И он отдавал себе отчёт, в том, что не похож на русского. Но он ведь влюблялся. А как привлечь к себе красивую девушку? Выходит, что только красивым словом. Это же был невероятный человек – как только он что-то говорил девушкам, он тут же менялся в их глазах и уже не был никаким чёрным для них, все видели в нём красавца.

– Роман Борисович, есть старая шутка про то, что Пушкин был первым гангстером на Руси – он был негритянских кровей, писал «горячие строки» и погиб в перестрелке. Как вы к ней относитесь?

Негативно. Гангстер, он же в первую очередь кто?

– Кто?

– Жулик. Да, смелый, но жулик. И ему нужно всё «здесь и сейчас». А как это получить? Только на страхе другого. У него есть проверенное оружие, которое он постоянно носил при себе. А Пушкин был не такой человек. Он был очень благородным и никогда не стрелял первым. Единственное, что, наверное, общего есть у Пушкина с гангстерами – это смелость, потому что Александр Сергеевич никогда не отклонялся от дуэлей. А ещё умение стрелять – он с собой постоянно носил пятифунтовую железную палку, которую покрасил под дерево.

– Как трость?

– Да, как трость. Только железную. Чтобы тренировать руку – при стрельбе же нельзя, чтобы руки дрожали. Но он всегда стрелял мимо противника. Не хотел никого убивать. Так что нет, гангстером он не был.

– Как вы уже говорили, Пушкин был любвеобильный человек. Для него девушки были почти спортом. Почему же он вдруг раз – и решил жениться?

– Потому что Натали, понимаете, была очень необычной. Она отличалась от всех остальных. Она была холодна и размеренна. Сказывалось строгое воспитание. А ещё она была первой красавицей во дворе. Она была намного моложе – когда они познакомились, ей было всего 16 лет, а ему уже под 30.

И была в ней некая загадка, тайна. Все остальные девушки для Пушкина были как раскрытая книга – он будто знал, что у каждой на уме. А Натали была не такая. Она была очень сдержанной, даже в некоторой степени закрытой. А он всё время мечтал о семейном очаге, доме, детях. И вот эта первая красавица Москвы до того поразила Пушкина, что он не мог видеть рядом с собой никого другого, кроме неё. Любовь к Пушкину пришла.

– Завершая интервью, что бы вы хотели сказать нашим читателям?

 Я хочу сказать в этот печальный день что мы, всё-таки, горды. Для нас Пушкин – живой. Все равняются на него. Пушкин был поэт, прозаик, литературный критик. Пушкин знал, что его слова отзовутся в каждом. Для него всё в литературе должно быть на месте.


[1] Речь идёт о телевикторине ОРТ «Ай, да Пушкин!», которая длилась год, выходила в рамках передачи «Доброе утро» с 1998 по 1999 года и была создана при поддержке префектуры Центрального административного округа Москвы и Государственного музея А.С. Пушкина

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Треки парня из Биробиджана слушают миллионы: интервью с исполнителем Дмитрием Силиным

Уникальная инженерная лаборатория в ЕАО и изучение космоса — жизнь молодого ученого из ЕАО

Спортсменка Надежда Никонова разоблачила мифы о пилонном спорте