Сегодняшние жесткие требования ФГОС мешают развиваться науке и реализовываться молодым учёным, передает LIVE Биробиджан.

«В 2013 году аспирантура была приравнена к третьей ступени высшего образования. Потребовалось не только лицензирование образовательной деятельности, но и аккредитация образовательных программ. Это оказалось неподъемно для многих научных учреждений, в том числе для нашего института. В 2014 году Федеральное агентство научных организаций (ныне Минобрнауки) собирало представителей от институтов по вопросу аспирантуры. Собрание проходило в очень конфликтной обстановке. Представители науки говорили, что это сломает всю систему подготовки молодых кадров для науки. Власти жёстко дали понять, что они лучше знают, как правильно поступать. В итоге мы оказались у «разбитого корыта». Сейчас аккредитацию аспирантуры отменили, но до конца новые правила ещё не разъяснены», - поделился директор ИКАРП ДВО РАН Денис Фетисов.

По мнению руководителя образовательного центра «Сириус» Елены Шмелёвой, необходимо внести изменения в законодательство для создания новой модели аспирантуры. Молодые учёные должны получить возможность реализовать свой потенциал и иметь возможность свободно проводить исследования.

«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», - прокомментировала Елена Шмелёва.

Также Шмелёва предложила снизить бюрократическую нагрузку на ученых.

По ее мнению, нужно изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Сейчас он предусматривает, что деньги на исследования поступают под конец года. При этом отчитаться за них нужно также до конца текущего года. Это снижает эффективность их основной деятельности.

«В таких условиях ученым в сжатые сроки приходится выполнять и исследовательскую работу, и огромную бумажную работу для отчетов. Так быть не должно. Они должны заниматься исследовательской работой, а не бюрократической, да еще и в спешке», – отметила Шмелёва.

Нельзя допускать, чтобы по итогам проведенных исследований ученых наказывали за формальные недочеты в сопроводительных документах. Науку и прогресс не должны «останавливать» бумажки.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Елена Шмелев: «У всех детей должен быть равный доступ к культурному и социальному капиталу»

Елена Шмелёва предложила разработать новый стандарт школ ЕАО