Они поражают реалистичностью, точностью деталей и исторической достоверностью. Они сразу захватывают всё ваше внимание и требуют пристального взгляда. Они способны создать эффект присутствия и не оставляют шансов пройти мимо.

Речь о диорамах Алексея Карманова из Биробиджана. Мастер-моделист рассказал в интервью корреспонденту LIVE DV о секретах своего давнего увлечения по созданию исторических миниатюр, о самых удачных и самых крупных проектах, а также о тех, что только рождаются.

Алексей, диорама – это увлечение или работа?

Для меня создание диорам – это увлечение. Но, вместе с тем, это то увлечение, которое очень тесно связано с работой. По образованию я – учитель истории, хотя в данный момент работаю специалистом по проектному управлению. Приступая к созданию диорамы, знакомишься с большим количеством информации, связанной с сюжетом. Это, с одной стороны, расширяет круг знаний по истории, с другой стороны, помогает совершенствовать проектную деятельность, так как любая диорама начинается именно с проекта.

Как давно вы занимаетесь изготовлением диорам? С чего всё началось?

Созданием диорам я занимаюсь более десяти лет. Началось все с того, что в процессе своей преподавательской деятельности мне не раз приходилось наблюдать за тем, какие живые эмоции вызывает у ребят знакомство не просто с историческим артефактом или событием, а возможность увидеть его, пусть и в уменьшенном размере. Возникает своеобразный «эффект присутствия», что очень важно при постижении истории.
Диорама "Шахта". Фото: Алексея Карманова.

Получали ли специальное образование или Вы самоучка?

Специального образования именно по созданию диорам я не имею, но в этом мне очень хорошо помогает историческое образование и почти сорокалетний опыт работы по специальности. Естественно, что стараюсь не стоять на месте, совершенствую свои знания, благо возможностей для этого в современном информационном пространстве, более чем достаточно. Стараюсь знакомиться с продукцией различных производителей моделей, ведь при кажущейся общей схожести всех моделей, каждая имеет свои особенности. Это касается и самого материала, из которого изготавливается модель, и качества отливки, и детализации, и наличия микродизайна. Конечно, у меня возникает очень много вопросов, но почти все ответы на них я нахожу на форумах моделистов.
Диорама «Ангальтский вокзал». Фото Алексея Карманова.
Особое внимание уделяю изучению материалов, связанных с модельной химией. Краски и лаки, смывки и пигменты, фильтры и растворители – это то, что и делает диораму привлекательной для зрителя и реалистичной. Экспериментирую, выставляю свои работы на суд интернет-сообщества, и всегда получаю много дельных и полезных советов. Хотя, честно сказать, сначала опасался иронических высказываний или насмешек по поводу своего творчества. К моей великой радости, форумчане, в основном, очень благожелательные люди и их помощь неоценима. Совершенствуюсь в правильном окрашивании моделей, в этом мне хорошо помогают видеоуроки в интернете, например, такого мастера как Игорь Седых.

Какие, по-Вашему, человеку необходимы качества, чтобы заниматься диорамой?

Создание диорам – это длительный процесс, который требует наличия большого количества свободного времени. Поэтому, на мой взгляд, одно из главных качеств для человека, вовлеченного в этот процесс, – это терпение. Плюс к этому необходимо художественное воображение, основанное на хорошем знании материала, заложенного в основу сюжета диорамы, а также стремление к расширению сферы своих знаний по соответствующей теме.

Какие материалы используете в работе для изготовления машин, природных ландшафтов, людей? Есть ли сложности с их приобретением?

В работе над диорамами чаще всего я использую готовые сборные модели из пластика в масштабе 1:35. Стараюсь работать с моделями от хорошо зарекомендовавших себя производителей, с высокой степенью детализации, максимально воспроизводящих оригинал. Качественные модели и модельную химию покупаю на различных интернет-площадках. Там же, при необходимости, приобретаю различные аксессуары и дополнения. В последнее время, цены, к сожалению, увеличиваются, поэтому часто приходится использовать природные материалы или детали, изготовленные при помощи 3D принтера, находить равноценную замену хорошим материалам в более дешевом сегменте, что не всегда удается и сказывается на качестве работы. Но, с другой стороны, это стимулирует творческий поиск и иногда, совершенно неожиданно для себя, приходишь к новым приемам работы и к новому результату.

Какие диорамы вышли в ЕАО под Вашим авторством? Какая из них самая масштабная?

Из наиболее удачных, на мой взгляд, диорам можно выделить «Июнь. Двадцать второе», посвященную началу Великой Отечественной войны; «Ангальтский вокзал», о событиях последних дней войны; «Помните ушедших в битву за Москву», о событиях декабря 1941 года; «Через Гоби и Хинган», о Маньчжурской операции 1945 года. Ну а самой масштабной стала диорама «Наш бронепоезд». Она посвящена событиям 70-80 гг. прошлого века, когда на станции Биробиджан-2 дислоцировался один из последних бронепоездов СССР БП-1.

Можете рассказать о свежих проектах?

В настоящий момент работаю над диорамой, у которой пока рабочее название «Три УАЗа. Легенды советского автопрома». Это собирательный образ «рабочих лошадок» Советской Армии, легендарных внедорожников УАЗ-469, УАЗ-452 и ГАЗ-69, который также выпускался на Ульяновском автозаводе. Кстати, УАЗики, как их любовно называют водители и сейчас служат в Российской Армии.
Фото Алексея Карманова.

Есть ли в ЕАО мастера Вашего уровня, с кем Вы могли бы обмениваться опытом?

Я думаю, что безусловно мастера стендового моделизма есть, и уровень их профессионализма намного выше, чем мой. Приходится сожалеть о том, что сегодня стендовый моделизм - это очень затратное занятие. В этом основная причина того, что сообщество моделистов в нашей области весьма немногочисленно. Особенно жаль, что моделизм недоступен детям. Мне очень хочется, чтобы люди помнили и ценили историю нашей страны. Чтобы дети и их родители через увлечение моделизмом, через знакомство с историей, полюбили наше прошлое. А если мы будем уважать прошлое, то у нас будет и будущее.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

«Слушаю тех, кто считает меня классной»: педагог-блогер Наталья Матиенко-Головатая из ЕАО

Бизнес на клубничке делает в ЕАО пара из Хабаровска