Один пил кофе в пустом кафе: о рождении бизнеса «Кофейня 13» Александр Романов из ЕАО

Александр Романов – молодой предприниматель Еврейской автономии. Его детище – «Кофейня 13» –бизнес, который стал одним из самых успешных и быстроразвивающихся Биробиджане. Сегодня в разных точках города открыто уже три кофейни с фирменным чёрно-белым логотипом, сообщает LIVE Биробиджан со ссылкой на Твой.ДВ.

«Кофейня 13» начала своё существование в февраля прошлого года. Да, бизнес, молодой, но ассортимент кофейни уже успел завоевать доверие и любовь горожан. О зарождении уже практически культового места Александр рассказывает охотно:

– Раньше у меня было питейное заведение «Music Hall», оно проработало почти четыре года. Естественно, работа в ночном заведении накладывает определенный отпечаток, например, общение с пьяными клиентами… Сейчас появилась семья, ребенок, решили, что хватит тратить нервы, потому что мне оставалась только перейти на валерьянку... Решили, что хватит переживать, ночами не спать, решать конфликты. У нас специфика населения такая, что любят выпить и начать геройствовать. Мы решили уйти «в другую струю», так как общепит для нас близок и мы творческие люди, мы решили это совместить и в формате кофейни открываться. На самом деле, уходя, мы не думали, что вот сейчас мы закроемся, и кофейня откроется, нет. Мы с супругой начали искать нишу, начали искать помещение, просто разъезжая по городу. Случайно увидели помещение, освободившееся в торце дома по улице Широкая, 6, корпус 1. Сначала думали сделать что-то в формате игровой комнаты, ведь спальный район, рядом школа и ПГУ, но эта идея быстро отсеялась на фоне давней мечты жены открыть кофейню. Мы начали разрабатывать этот вариант. Не было никакого опыта в кофеварении, знания о кофе были нулевые, кроме того, что он продаётся в магазине, можно ложкой насыпать в стакан и водой залить. Коллектив, который работал в «Music Hall», мы забрали с собой, один из ребят был профессиональный бариста в прошлом, он имел соответствующий документ. Мы обучились, разработали меню и с 1 февраля 2019 года мы открыли первую кофейню на Широкой.

Но почему же такое странное название выбрали супруги для своего бизнеса? Ведь число 13 в сознании многих людей ассоциируется исключительно с негативом.

– История такая: когда мы работали в «Music Hall», наши бармены открыли бар «Квартира 13». Сначала это была пивная квартира, но когда один из барменов уехал, он предложил выкупить половину. Я пришел туда. «Пивная квартира». Мне не нравится. «Квартира» оставили, потому что прижилось, что люди ходят, как к себе домой, и я предложил добавить свое любимое число 13. Для меня это счастливое число. Прошло время, мы завязывали с пивным делом и, когда мы параллельно открывали кафе, думали с женой как назвать новое заведение. Сначала шутка была назвать «Кофейня №13», жене понравилось, и она начала настаивать. Я сначала не хотел из-за ассоциаций с баром «Квартира №13», питейное заведение сомнительной наружности. Но пошел на поводу у женщины, и отдали на разработку дизайнеру с этим названием. Не было мысли ни о котиках, ни о чем. Он начал придумывать присылать разные варианты, и в каком-то логотипе появился вот этот котенок и надпись «Общество защиты черных котиков от суеверных людей». Эту идею взяли без обсуждения. Теперь, когда мы встали на ноги, мы решили эту идею развивать, заниматься благотворительностью, помогать приютам. В каждой кофейне у нас стоят ящики на добрые дела, когда сумма набирается, мы передаем приютам. В этот раз отдали клинике «Ласка» для погашения задолженности.

Вместе с супругой Еленой и командой кафе за этот год Александр пережил и стремительный успешный старт зарождающегося дела, и кризисные моменты. Один из них – затянувшаяся пандемия. Как и многие предприниматели, Александр не был готов к таким «сюрпризам».

– Стартанули очень хорошо, в первый день я надеялся продать хотя бы 10 кофе, но мы сделали фантастическую выручку для нас тогда. До карантина все шло очень хорошо, – рассказывает Александр.

Не являясь собственником помещения кафе и продолжая работу, бизнесмен, должен был ежемесячно выплачивать аренду, независимо от выручки. А выручка в период пандемии упала до минимума. Но согласно постановлению правительства ЕАО, предприниматели, которые не работали и не зарабатывали в период коронавируса, освобождались от уплаты аренды. Мысли о том, что придётся расстаться с любимым детищем, не давали Александру покоя. Однако посовещавшись с командой, в марте этого года бизнесмен принял решение временно закрыть кофейню.

– В марте объявили о закрытии всех точек общепита. Мы думали перейти на формат доставки, подавать заказы через окно и т.д., но когда мы собрались здесь с персоналом, в этих масках, перчатках, мы посмотрели на улицу, а там был полный штиль, не хватало только «перекати поля». Ещё сыграло роль, что помещение было не в собственности, мы брали его в аренду и нам сказали прямым текстом: «Если не закроетесь согласно постановлению, будете работать хоть в каком-то формате, то платите за аренду». Взвесили все «за» и «против», насколько может упасть выручка и перекроет ли это аренду, перекроет ли зарплату и т.д., решили, что нет смысла и лучше передохнуть. Со слезами на глазах. В прямом смысле, было обидно, что начали такое детище и вот из-за того, что кто-то съел летучую мышь, нам приходится закрыться. Сидеть дома было непривычно, и так как я купил самую дорогую кофе-машину, я ездил в пустое кафе пить кофе. Варил себе кофе и возвращался домой. С одной стороны, было страшно, все, кто работает у нас в сфере общепита, начали паниковать. Но как показала практика, ни одно заведение по этой причине не закрылось. Все получили очень большой опыт. Многие смогли благодаря этому исправить какие-то косяки в работе, которые они раньше не замечали: финансы привести в порядок, отладить доставку, изучить литературу по своему делу, посмотреть тренинги, как правило, этим занялись все. Для меня это был первый отпуск лет за восемь, я смог провести время дома с женой и ребенком, отдохнул, перезагрузился. Мы ждали окончание карантина с точки зрения, что пора расти, мы были уверены, что откроем ещё точки, выйдем на другие города и это свершилось.

Перезагрузившись, отдохнув, 15 мая хозяева «Кофейни 13» возобновили свою работу в формате «на вынос». Уже через месяц Александр с супругой Еленой открывают вторую «вкусную точку». Спустя еще один – третью – в самом центре города. В скором времени молодой предприниматель собирается расширять свой бизнес за пределами Биробиджана и Еврейской автономии. В планах – открыть кофейню в Облучье, а в начале 2021 года выйти на Хабаровск. Также Александр планирует воплотить в жизнь, второй на Дальнем Востоке и первый в Еврейской автономии цех по обжарке кофе.

– Когда говорят, что государство не помогает предпринимателям – лукавство. Люди привыкли делить мир на черное и белое, привыкли сравнивать. Когда я перебрался в ЕАО, мы открыли компанию альтернативной мягкой мебели «ТАММ Антимебель». Мы тогда начали успешно работать,  в 2014 году финансовое положение у людей было лучше.

Нас пригласили в Москву на финал премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучшее молодёжное проект». В Москве мы уверенно забираем общую национальную премию, возвращаемся, получаем освещение в СМИ, грантовая поддержка. Сейчас тоже существует масса разных проектов господдержки: гранты, субсидии и т. д., но не все молодые предприниматели знают о них или ленятся зайти на сайты посмотреть, прочитать об этом. В принципе ЕАО для бизнеса, с точки зрения комфорта, связей, территории, логистики очень выгодная. Когда я слышу, что из ЕАО нужно уезжать, что здесь нечего ловить – для меня это просто отговорки. Да трудно, но трудно абсолютно везде. Но бизнес в Еврейской автономной области – это дешево и удобно.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от КОФЕЙНЯ #13 (@coffee13_bir)

Александр – патриот, и развивать своё дело планирует на Дальнем Востоке. Признаётся, что многие возможности в реализации бизнеса на малой родине даёт государство. Президентские гранды, конкурсы, субсидии, программы развития, молодёжные проекты, поддержка молодых предпринимателей.

Напоследок молодой предприниматель воодушевлённо заключает:

– Еврейская автономная область – идеальное место для создания и развития бизнеса. Многие, кто хочет уехать и говорит, что «там» лучше, просто ищут себе оправдания. Сложно везде. Но если ты найдешь своё дело, полюбишь его всей душой – все двери перед тобой будут открыты.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Поделиться опытом, как обрести тело Аполлона, готов спортсмен из ЕАО

Кот в Америке тестирует изобретение Кулибина из Биробиджана