«Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры», — гласит знакомая многим шекспировская строчка. Но чем живут и дышат те, для кого театр — это весь мир? Сегодня в гостях у проекта «LIVE: ЛЮДИ ЕАО» Ирина Шайтанова, художественный руководитель молодёжного театра-студии "Добрые люди".
— Ирина Анатольевна, Вы посвятили большую часть своей жизни сцене — сначала в качестве актрисы, а потом и в роли режиссёра. Для Вас театр – это в первую очередь призвание или работа?
— Мне кажется, театр – это своя, особая жизнь со своими радостями и горестями. Если в театр однажды влюбиться, то разлюбить его уже невозможно. А ходить в театр как на работу – плохо. Ну вот нельзя так. Надо не представлять своей жизни без театра, иначе это будет просто мука как для тебя, так и для зрителя. Театр признаёт только полную преданность, а если её нет, то он никогда не ответит взаимностью. Вообще, всё, что связано с искусством, требует по-настоящему полной отдачи: либо оно у тебя будет на первом месте, и тогда оно будет тебе отвечать, либо ничего не получится.
— Вы много лет занимаетесь работой с детьми, и за Вашими плечами уже не один проект. Большинство из них финансировались различными фондами, в том числе государственными. Будучи человеком, сталкивавшимся с грантовой системой, как Вы думаете, возможно ли в долгосрочной перспективе выжить на одних дотациях или, так или иначе, необходим дополнительный источник дохода?
— Конечно, в идеале было бы прекрасно, если бы мы были областным театром и у нас была какая-то господдержка, потому что выжить, например, только на пожертвования родителей, как живут многие кружки, или постоянно писать проекты – очень сложно. Очень изматывает постоянный поиск денег на технику, площадку, декорации для создания нечто прекрасного. Естественно, бесплатно найти это всё невозможно. У нас очень любят говорить «бесплатно сделайте», не задумываясь о том, что костюмы и реквизит стоят денег. Это достаточно печальная практика, потому что тем, кто работает бесплатно, никто техники и декораций за просто так, увы, не предоставляет. Выходит такая коллизия, которую сложно решить. По большому счету, наступает период, когда мы сами задаём себе вопрос о том, что надо начинать играть спектакли за деньги, но и это не решит проблему: мы работаем в городе, который не позволит сильно разбогатеть на билетах или даже обеспечить приемлемые зарплаты актёрам. Поэтому пока пишем проекты и участвуем в конкурсах грантов, двигаемся к цели. Может быть, когда-нибудь наступит светлый момент, когда в Еврейской автономной области появится свой репертуарный драматический театр.
— Вы часто заостряете внимание на том, что в нашей области уже много лет нет собственного театра. На Ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация и можно ли с этим что-то сделать?
— Честно говоря, для меня это большая загадка, ведь, вообще, наличие слова «Еврейская» в названии нашей области говорит о том, что подобной ситуации складываться не должно. Конечно, любительские театры, включая нас, закрывают эту нишу. Но это категорически неправильно: многим людям тяжело осознать влияние, которое оказывает на регион наличие или отсутствие в нём театра. Это, на самом деле, очень важно. Вот, допустим, во рту полагается быть 32 зубам. Кажется, что если одного не будет, то оно как бы и не страшно – мясо жевать можно. Но дело в том, что с исчезновением этого одного зуба начинают расшатываться, расползаться и выпадать остальные. Также и здесь: область, она как человеческое тело – если нет всего одной почки, то и весь организм будет работать неправильно. Есть огромное количество вещей, которые можно воспитать, только читая книги или слушая музыку. Можно вырастить целое поколение на музыке Клавы Коки, а можно — на композициях Моцарта. Я думаю, разница будет существенная. А создание театра — это всегда добрая воля тех людей, от которых это зависит. У нас в городе это пока не совпало. Пока это не в приоритете. Этой доброй воли нет. На мой взгляд, это ошибка, и её последствия проявляются в отношении как к людям, так и к делу. Но каждый раз на спектаклях я вижу, что зрителям это надо. Значит, будем продолжать работу.
— Ирина Анатольевна, во многих пьесах, которые ставит Ваша студия, поднимаются актуальные социальные проблемы. Как Вы считаете, насколько важным является то, что в этих спектаклях играет именно младшее поколение? Если бы эти темы поднимались не молодёжью, а взрослыми, изменился бы эффект?
— Мне кажется, что молодежь сама всё знает и намного сильнее чувствует те темы, которые мы поднимаем, и те проблемы, о которых мы говорим. Раз мы называемся «молодёжный театр», то, значит, и проблемам молодёжи мы должны уделять большее внимание – молодые на сцене, молодые в зале. Живущему человеку интересно всё. Молодёжь более подвижна, на всё реагирует острее. Да и сама я, надеюсь, ещё не заржавела душой. Но, как человек уже достаточно взрослый, я хотела бы не просто ощущения того, что это делает юное поколение, а чтобы это было действительно нечто понятное, близкое и наболевшее. Конечно, иногда нужны и спектакли, которые не близки, но все же затрагивают темы, которые важно знать и понимать каждому, например, наша литература и история. Наверное, это как-то правдивее, когда «молодые для молодых» — в этом больше доверия. В том смысле, что если 50-летняя женщина играет 15-летнюю девочку, то этому как-то веришь меньше. Ну если, конечно, актриса не гениальная. Прям очень гениальная.
— Ирина Анатольевна, Ваш театр является НКО, и Вы часто организовываете социально-ориентированные проекты. А как региональная власть поддерживает активных граждан?
— Очень радует тот факт, что наши региональные власти начали проводить грантовые конкурсы для людей, у которых есть идеи. Это замечательно, и действует только во благо развития некоммерческого сектора в нашем регионе. Хотелось бы, конечно, чтобы в Еврейской автономной области было больше некоммерческих организаций. В качестве примера могу привести конкурс «Измени жизнь к лучшему», который поддерживает губернатор ЕАО, Ростислав Гольдштейн. Это здорово, что молодые и неравнодушные пишут проекты, выигрывают гранты и работают. Мы со своей стороны уже второй год стараемся поддержать хотя бы некоторых из них. Мы видим, как они начинают, и вспоминаем, как мы начинали в своё время. Но также, конечно, важно, чтобы эти люди шли дальше – писали гранты, поднимали уровень своих проектов. Замечательно, что начинает работу областной конкурс социально-ориентированных проектов. Мы сами участвовали в нескольких таких конкурсах. За плечами у нас две победы — два проекта, которые мы воплощаем в жизнь для детей, подростков и молодёжи ЕАО. Уже поставлен спектакль «Осколки солнца», и мы будем продолжать его играть. Впереди новый проект, большой, «Конкурс актёрского мастерства», уже пятый по счёту. Это здорово, потому что в наших конкурсах и спектаклях принимает участие молодёжь и играем мы для молодых. Но нужно понимать, что кроме большой суммы, необходимой для воплощения проекта, нужно также затратить большое количество усилий и кропотливой работы. Начало положено, и большое спасибо нашему губернатору и руководству области за то, что мы встали на этот путь. Но мы только начинаем и много работы ещё впереди – главное, не останавливаться и продолжать поддерживать некоммерческие организации, в том числе не только финансово. Финансы — это, конечно, здорово, потому что трудно претворить проект в жизнь без начальной суммы. Но иногда хотелось бы услышать и простое «спасибо», чтобы нам не отказывали в поддержке, в помощи, в освещении наших проектов, потому что для людей, делающих некоммерческие проекты, это зачастую самое важное. И это относится не только к нам — почти все социально-ориентированные организации направлены на работу с теми людьми, которым наша помощь особенно важна, будь то молодёжь, спортсмены или особенные дети. Эти сферы требуют большой поддержки. Поэтому я считаю, что мы, то есть НКО и руководство области, должны объединиться для того, чтобы развивать этот сектор в нашей области и тогда у нас многое будет получаться лучше и интереснее.
— Порой можно услышать, что театр устарел как вид искусства. Часто ли Вы встречаете людей, разделяющих это мнение, и как Вы относитесь к подобной позиции?
— Я думаю, что это бред. Как какой-то вид искусства может «устареть»? Ведь всё, что мы имеем сейчас – кинематограф, телевидение – это всё порождения театрального искусства. В них точно так же играют те же самые актёры. Да и потом, театр – это не нечто замершее во времени навсегда. Постоянно возникают какие-то новые формы. Знаете, есть такой разряд людей: «Я этим не интересуюсь, я об этом ничего не знаю, я даже не пробовал, поэтому мне проще сказать, что это что-то умершее». И у меня всегда возникает вопрос: «А ты сам не умер?». Ведь в себе можно в любом возрасте убить всё, что угодно. Если жив интерес – то ты и сам будешь и жив, и молод. Можно стать старичком и в 16 лет и говорить: «Оно устарело, оно умерло». Если ты не слушаешь джаз, то, конечно, ты можешь сказать: «Это что-то умершее». Но есть миллионы людей, которые его слушают и радуются. Просто ты не в их рядах. Плохо это или хорошо — это уж каждому самому решать. Наверное, Моцарт не сойдёт с ума, если какой-нибудь Вася Петров его не слушает, но вот о внутреннем мире Васи Петрова я бы задумалась, если он слушает только Моргенштерна.
— Любое искусство так или иначе призвано затронуть сердце человека, и каждый реагирует на него по-своему. Кто-то плачет, кто-то смеётся, а кто-то встаёт и уходит, не дождавшись финала. Какая реакция на одну из Ваших работ Вам запомнилась больше всего?
— Да оно всегда всё по-разному. Вообще, я не уверена, что актёр или режиссёр, работая над спектаклем, должен думать: «А какую реакцию я вызову?». Ведь это всё сложно: кого-то это не затронет, а кому-то на душу ляжет, сил нет. Искусство ведь тоже живое. Как птицы, которые поют, или река, которая журчит. Они же не думают: «А затронет ли это кого-то?». В первую очередь творец должен спросить себя самого: «А волнует ли меня эта тема? Что я хочу о ней сказать? Сумел ли я это показать, сумел ли задать какой-то вопрос?». Зрители же все разные, и уровень эмпатии у них разный. Если кто-то встал и ушёл, то я не могу его в этом обвинить и сказать: «Он просто дурак и ничего не понял». Скорее, я скажу: «Я не докричалась до этого человека, не сумела до него донести свою боль или радость». Мой художественный руководитель, когда я сама была актрисой, всегда говорил: «Играть надо на одного умного в зале. Остальные подтянутся». Может быть, звучит высокомерно, но в этом есть какая-то суровая правда жизни – если мы будем опускать театр до уровня потребностей сытой толпы, которая, приходя в зал, думает: «Давайте, развлекайте меня, зажигайте, я не хочу тревожить своё сердце»,— мне кажется, это будет плохо. Сейчас так много вещей, которые не дают задуматься: просто поржать, просто отдохнуть — никакого напряга. Мне такой театр неинтересен. Хочется развлечься – вот тебе «Аншлаг», вот «Камеди Клаб», смотри, никаких проблем. Каждому своё. Но для кого-то то, что мы делаем, важно и нужно. Это доказывают зрители, которые приходят к нам от премьеры к премьере, и я даже не хочу париться из-за чего-то подобного. Если человек ушёл – значит, это не его. Может быть, это не наш зритель. Может быть, мы до него не докричались. Может быть, у него просто низкий уровень эмпатии. Ни у кого ни перед кем никаких обязательств нет. Обязательства у каждого есть только перед самим собой.
— В прошлом году была проведена драматургическая лаборатория, в которой Ваша студия принимала непосредственное участие. Скоро начнётся новый театральный сезон. Чего можно ожидать от "Добрых людей" в этом году и есть ли у Вас в планах новые проекты?
— Да, планов у нас громадье. Мы будем продолжать выступать со спектаклем «Осколки солнца»; будем готовиться к пятому конкурсу актёрского мастерства, который проходит по всей области; будем ставить новые спектакли, новые проекты. Это всё работа, и её не надо бояться. Иногда меня пугают люди, которые говорят: «Ой, я устал», «Ой, у меня не хватает времени». Так не бывает. Если ты занимаешься тем, что ты любишь, то у тебя всегда будет время. А если его нет, то я не понимаю, чем он занимается. В общем, работы много и хотелось бы, чтобы её становилось ещё больше, потому что театр — это классно!
— Если бы у Вас была возможность здесь и сейчас чудесным образом изменить три вещи, то что бы Вы выбрали?
— Очень сложный вопрос. Как в детстве, три желания… Вот в детстве легко бы ответила. По правде говоря, я бы хотела сделать так, чтобы я была ближе к своим родителям. Имела бы возможность их чаще видеть. Для меня это главное. Ещё бы хотела, чтобы в ЕАО появился свой профессиональный драматургический театр. А ещё, чтобы у меня хватало сил на всех тех, кого я очень люблю. Потому что главное – делать всё для тех, кто рядом, а всё остальное приложится. Наверное, если у меня будет хватать на всё энергии и не будут опускаться руки, то, я думаю, эти желания я могу и сама воплотить. Ну и, естественно, увидеться со своими актёрами вновь и начать новый сезон.
Фото: Молодежный театр-студия «Добрые люди»
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Можно ли быть счастливым в ЕАО – в интервью от LIVE DV
Новый проект «LIVE: ЛЮДИ ЕАО» стартовал на площадках LIVE Биробиджан
Возвращает вкус к жизни ПП-кондитер Алена Силуянова из Биробиджана